Как научить ребенка правильно говорить
Любящие и внимательные родители могут и без помощи специалистов привить своему ребенку навыки разговорной речи. Существует несколько рекомендаций логопедов, следование которым помогает взрослым ускорить обучение малышей говорить на первом году жизни, накопить их словарный запас и сделать их речь наиболее правильной. Причем можно использовать эти правила как при обучении детей, имеющих нормальное речевое развитие, так и тех, кто в таком развитии отстает.
Практика показала, что применение данных приемов при повседневном общении с детьми, позволяет достигать очень хороших результатов. Детская речь обогащается новыми словами и рано становится понятной для окружающих. При этом ребенок, не испытывая принуждения и какого-либо дискомфорта, говорит много и с удовольствием.
Рекомендации от логопедов
- С первых минут жизни, дети начинают свое обучение.
- Все, что делает мама в поле зрения ребенка, она не должна делать молча.
- Ребенок должен видеть движение губ матери, когда она с ним разговаривает.
- С полуторагодовалым ребенком, который уже сам пытается произносить слова, нужно разговаривать обычным образом, стараясь четко произносить звуки.
- Не нужно заменять незнакомые или сложные слова более простыми.
- Важную роль в становлении речи играют глаголы.
- Специалисты рекомендуют использовать слова - противопоставления
- В повседневной жизни мы редко пользуемся красочными эпитетами, применяя при разговоре простые глаголы.
- Обучение ребенка нужно проводить как бы исподволь, играя.
- От степени развития мелкой моторики напрямую зависит степень развития речи.
Они учатся всему: дышать, сосать грудь матери, воспринимать окружающий мир. Первым и главным учителем для новорожденного ребенка является его мать. Поэтому очень важно, чтобы мама как можно больше общалась с малышом – улыбалась ему, ласково разговаривала с ним, пела ему песенки. Заблуждаются те, кто думает, что новорожденный ребенок ничего не понимает. Видя артикуляцию материнских губ, ребенок учится.
Нужно объяснять свои действия ребенку. Например, «Мама моет бутылочку. Мама берет молоко и наливает его в бутылочку. Сейчас Саша будет кушать. Мама дает Саше бутылочку. Саша, на бутылочку!». Тем самым малыш начинает понимать значение слов.
Ведь он старается подражать взрослым. Поэтому общаясь с ним, необходимо произносить слова без искажений, четко и правильно, растягивая ударные гласные. Если, например, малышу показывают собачку, то нужно проговаривать, выразительно артикулируя: «Это СО-БАА-КА. Собака говорит АА-В». Причем проговаривать слово нужно правильно, так как его пишут – сОбака, а не – сАбака.
Однако труднопроизносимое слово следует проговаривать громко и четко, с усиленной артикуляцией, глядя малышу в лицо. Это делают для того, чтобы помочь ему понять и усвоить произношение трудного слова.
Например, показывая картинку с изображением бегемота, надо так его и называть. Не стоит также обобщать слова одним понятием. К примеру, слова «яблоко», «груша», «апельсин» так и следует проговаривать. Не нужно объединять их одним словом «фрукты». Чем больше слов услышит малыш, тем богаче будет его словарный запас.
Общаясь с детьми, многие мамы называют только сами предметы, показывая на них: «Смотри, это птичка. Вон собачка. На небе солнышко». В результате словарь глаголов у малыша очень мал. Это не так страшно, если у ребенка нормальное речевое развитие, так как он самостоятельно будет накапливать глаголы в своем словаре. А вот малышу, имеющему какие-либо задержки в речевом развитии, впоследствии без помощи специалиста не обойтись.
Маленький ребенок научится быстрее складывать простейшие предложения, если при разговоре с ним употреблять глаголы. Например, «Собачка бежит, лает, ест. Птичка улетела. Киска умывается, играет. Самолет гудит, летит». Слова, указывающие на признаки предметов, также нужно употреблять. К примеру, «Цветок красный, трава зеленая, солнышко яркое, яблоко сладкое, кофточка теплая».
Например, медведь большой, а зайчик маленький; одна игрушка веселая, а другая грустная; один зверек светлый, а другой темный; змейка ползет, а птичка летит. Таким образом, запас слов у малыша становится богаче, информация в его голове систематизируется. Все это в значительной мере поможет ему извлекать из памяти нужные слова при попытках говорить.
Поэтому для обогащения словарного запаса ребенка, развития его воображения и образного мышления первым помощником должна стать художественная литература. Иллюстрированные детские книжки нужно подбирать в соответствии с возрастом ребенка. Для закрепления образов в мозгу малыша, главное не забывать после прочтения сказки или стишка вместе с ним хорошенько рассмотреть соответствующие рисунки, охарактеризовать героев.
Очень полезно играть со звуками слогами или словами, например, во время поездки, или ожидая приема врача в поликлинике. Вариантов игр великое множество. К примеру, мама ребенку говорит: «ГА-ГА-ГА», а он ей – «ГУ-ГУ-ГУ». Детям такие игры обычно нравятся, правда, через несколько минут надоедают. Но для тренировки артикуляции и это полезно.
Так же советуем поупражняться с ребенком в произношение твердых и мягких согласных.
Если малыш уже начал говорить, то с ним можно поиграть в вопросы и ответы. Например, что бывает сладким, холодным, мягким? Если ребенку трудновато подобрать ответ, то ему нужно помочь, называя разные слова и давая ему возможность выбора. Очень нравится детям игра «Что это?», когда взрослый показывает на любые предметы, а ребенок отвечает на вопрос, или – наоборот.
Руки по утверждениям специалистов являются вторым речевым органом. В младенчестве ребенку необходимо массировать пальчики на руках вручную либо при помощи специальных пупырчатых мячиков. Нужно играть в старые как мир народные потешки «Ладушки» и «Сорока-сорока», которые помимо удовольствия общения с малышом, приносят еще и пользу для развития его мелкой моторики.
С годовалого возраста ребенка следует приобщать к играм, имеющим много деталей – простейшим конструкторам, мозаике, трансформерам. Очень полезно для развития моторики заниматься лепкой из пластилина, глины, соленого теста. Нужно учить малыша рисовать карандашом. Помогают развивать мелкую моторику, а значит и речь, игрушки и предметы различной твердости и текстуры поверхности: резиновые, деревянные, пластиковые, пупырчатые, шершавые, гладкие и т.д.
Развивающие занятия и игры в VIKILAND
Необходимо использовать каждый момент общения с ребенком для его развития. Например, на отдыхе играть с песком, камушками, травками или веточками. Дома на кухне можно дать маленькому для игры несколько макаронин, ложки, небьющуюся посуду.
Уделяя своему ребенку больше внимания, поощряя его разговорную активность, родители не только учат его говорить, развивают его умственные способности, но и укрепляют духовную связь с ним.
Фото-отчёты Vikiland
Мы проводим множество интересных мероприятий для детей и взрослых!