+7 495 646-81-67 Татарская
+7 495 374-91-67 Барвиха

Что дают детям занятия занимательной физикой

Одна из самых сложных наук в школе – физика. А ведь общие законы природы и материи проявляются в нашей повседневной жизни ежеминутно. Мы ходим, стоим, говорим, плаваем – все это результат действия физических законов. Понимание их необходимо для общего развития детей. Именно ученики средних классов лучше всего воспринимают основы этой науки, особенно если их объясняет и показывает наглядно хороший педагог.

В клубе VIKILAND занятия проводит магистр и аспирант кафедры теплофизики Арслан Забиров. Они проходят интересно и познавательно, заставляют детей думать и анализировать. Об одном из таких занятий - сегодняшний рассказ.

Рычаг. Равновесие. Вес

Сколько весит тело, когда оно падает? Как держится в воздухе тяжелый самолет? Почему люди не выпадают из быстро крутящейся карусели? На все эти вопросы детей даст ответ занятие в клубе VIKILAND на тему "Рычаг. Равновесие. Вес"

Оно начинается с того, что на разведенные в стороны указательные пальчики детей кладется палка. Далее учитель просит их сдвигать пальцы под палкой, пока они не соприкоснутся. Все удивлены: палка ни у кого не опрокинулась, а сохранила равновесие! Педагог разрешает повторять эксперимент множество раз, дети с радостью изменяют начальное положение палки, заменяют ее линейкой, щеткой для пола, кием для бильярда, тростью с тяжелой ручкой. Но результат не меняется: в итоговом положении предмет оказывается уравновешенным. В чем разгадка такого эксперимента? Вот теперь наступает очередь педагога. Все дети с нетерпением ждут его объяснений.

Объяснение: раз палка находится в равновесии, значит прижатые пальцы находятся именно под ее центром тяжести. При разведенных руках большая нагрузка (и давление) влияет на палец, который располагается ближе к этому месту. А чем сильнее давление, тем сильнее трение. Именно поэтому он не движется под грузом. Движется только палец, находящийся далеко от центра тяжести. Если при движении он оказывается ближе к точке равновесия, останавливается и пальцы обмениваются ролями. Так происходит несколько раз, пока они не соединяются под центром тяжести.

А давайте взвесим

Вроде бы все понятно. Преподаватель просит решить еще одну задачу: если половую щетку, которая принимала участие в эксперименте, разрезать по центру тяжести, а затем взвесить обе части на весах – какая будет тяжелее, со щеткой или без?

Ответы раздаются разные. После долгих споров все дети сходятся на одном - если части щетки уравновесились на руках, это должно произойти и на весах. Дальше – еще интереснее. Щетка действительно разрезается, приносятся весы и производится взвешивание. Короткая часть со щеткой перетягивает! Сколько криков и вариантов объяснений – почему эта часть тяжелее длинной?

О причинах рассказывает преподаватель: когда щетка уравновесилась на руках, вес двух частей был приложен к неодинаковым плечам рычага, а на весах эти силы прикладываются к концам равноплечного рычага.

Казалось бы, все просто. Но этот эксперимент позволяет педагогу рассказать о понятиях веса и равновесия, дать введение в раздел Рычаги.

Дети слушают очень внимательно. Им интересно. Они запомнят это занятие и с легкостью в школе освоят этот материал. Такие уроки могут подтолкнуть к более серьезному изучению физики или смежных областей. А если нет - приобретенные знания не будут бесполезными и пригодятся в школьном обучении.

Перейти к занятиям по физике

Вернуться к списку