+7 495 646-81-67 Татарская
+7 495 374-91-67 Барвиха

Методика Марии Монтессори

Об основателе

Мария Монтессори является первой в Италии женщиной-доктором, а также психологом, ученым и педагогом.

Особенности методики

В роли альтернативы традиционным методам обучения, Мария создала собственную систему. Последняя была направлена на детей с 3 лет. Но сегодня во многих городах имеются студии, проводящие занятия для малышей с 8-месячного возраста вместе с мамами по данной методике. Абсолютно не все, что можно сегодня увидеть в студиях Монтессори, в действительности присутствовало в оригинальной методике. Множество педагогов самостоятельно включают в методику собственные методы, при этом оставляя название методики Монтессори.

Итальянский педагог создала множество спецматериалов для собственных студий. Они чрезвычайно напоминают игрушки. Однако сама Мария утверждала, что следует употреблять не «игрушки», а «материалы», не «играть», а «заниматься».

Как же организовывается обучение в студиях 0–3 года? Поначалу кажется, что они никоим образом не организовываются. Родители приводят малыша в строение, имеющее 1–2 комнаты. Последние разделяются на 6 зон: творческая, для упражнений с различными крупами, спортивная, развития сенсорных способностей (с различными на ощупь материалами), изучения понятий математики (объем либо размер объектов), для игр с водой.

Занятие продолжается час-полтора. Стартует занятие с некоего приветствия. Дети садятся в круг и проводят гимнастику пальцами, играют на разных музыкальных инструментах, а также танцуют. Продолжительность — 10–15 минут. Далее дети уходят в по разные комнаты и занимаются тем, что им нравится.

Причем педагог никоим образом не организовывает деятельность детей. Он лишь изредка подходит к каждому ребенку для демонстрации работы с каждым материалом. Невмешательство взрослых способствует развитию самостоятельности.

Данная система не имеет единых обучающих программ-требований. Каждый малыш занимается исключительно тем, что интересует его, при этом в удобном ему темпе. За 15 минут до завершения занятия взрослый звонит колокольчиком, после чего дети опять собираются в круг. При этом они смотрят сказку, проводят зарядку, а также задувают традиционную свечу.

Студии Монтессори для малышей 3–6 лет также имеют зоны для различных занятий. Подобное пространство, которое организовано по специальной методике, именуется Монтессори-среда.

Ключевым принципом Монтессори-системы является: «Помоги мне это осуществить самостоятельно». Взрослые должны понять, чем интересуется малыш больше всего на сегодняшний день, организовать для этого наилучшие условия, а также продемонстрировать, что в подобных условиях возможно сделать.

Ключевые аспекты системы Монтессори

  • Ребенок сам для себя учитель. Он обладает полнейшей свободой выбора и действия.
  • Дети обучают других детей. Так как в группах находятся разновозрастные дети, то старшие обучают младших. Причем они учатся заботится о других. Младшие же тянутся за более старшими.
  • Занятия проводятся в условиях, подготовленных для них специально. В комнате имеется от 5 до 6 зон, в каждой из которых присутствуют специализированные Монтессори-материалы.
  • Малыша следует заинтересовать. Развиваться же он может самостоятельно.

Спорные аспекты методики

Данная система сконцентрирована исключительно на практических способностях и интеллекте. Однако для полноценного развития требуются и спортивные занятия, и эстетические занятия, такие как танец, творчество и музыка

Также система исключает подвижные и ролевые игры. Но ведь игра является основной деятельностью малыша, а также базой для его развития. Ребенок должен познавать мир в процессе игры.

Отрицание творчества, являющегося одним из ключевых методов развития правого полушария человеческого мозга. Методика развивает левое полушарие (математику, логику, анализ).

После столь демократичной системы дети трудно привыкают к правилам школ и детских садов.

Вернуться к списку