+7 495 646-81-67 Татарская
+7 495 374-91-67 Барвиха

Как развить логическое мышление у малыша

Рассказать малышу о природе вещей и даже объяснить порядок проведения математических действий или правила чистописания не составит труда для большинства родителей. Но научить мыслить — задача непростая. С рождения малыши нуждаются не только в ежедневном уходе, ласке и внимании. Детский мозг должен получать «пищу» иного рода, способствующую развитию познавательных процессов и логического мышления у ребенка.

Логика — основа развития мышления

Логическое мышление подразумевает гибкость протекания умственных процессов, умение составлять аналогии, устанавливать связи. Есть некоторые общие черты, свойственные логично протекающим мыслительным процессам:

  • Способность быстро отделить значимые факты от несущественных явлений;
  • Умение обобщать и делать выводы;
  • Способность от общего перейти к частностям;
  • умение доказывать и опровергать.
  • Логику можно и нужно тренировать. Занятия лучше начинать в раннем детстве. Только важно знать принципы, по которым происходит развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Развитие мышления у дошкольников — как не опоздать

Малыши не умеют думать абстрактно. Для самых маленьких характерен наглядно-действенный способ общения с миром, для детей постарше — наглядно-образный. Чтобы понять явление, ребенок должен его «потрогать» и ощутить. Психологи часто говорят, что дети «думают руками». Но именно в этот период мозг ребенка пластичен, как пластилин, а его вера взрослому человеку безгранична. Стремление подражать маме и папе во всем тоже играет свою положительную роль: малыш с готовностью старается впитать все навыки и знания, преподносимые взрослыми.

Если семья уделила достаточно внимания развитию познавательных возможностей у своего малыша, то к старшему дошкольному возрасту появляются основы словесно-логического мышления. Наступает отправная точка для совершенствования заложенных логических процессов мышления на протяжении всей последующей жизни. Маленький человек с ощупывания и созерцания вещей и явлений переходит к их абстрактному осмыслению. Начиная с младшего школьного возраста, затем в подростковой поре, дети обучаются оценивать происходящее, решать поставленные задачи и самостоятельно устанавливать цели, планировать и искать пути решения проблем.

Вся «соль» в том, что если окружение малыша упустило раннее детство для формирования интеллекта, то в дальнейшем даже взрослому человеку сложно наверстать упущенное. Уроки будет давать сама жизнь, а это может оказаться весьма болезненно.

Методики развития логического мышления у малышей

Вплотную приступать к занятиям с малолетним ребенком можно с двухлетнего возраста. С этого момента дети делают свои первые попытки, порою очень смешные для взрослого окружения, к осмыслению причинно-следственных связей. Есть два главных правила для успешных занятий:

Все действия должны быть необременительны для малыша;

  • Ведущая методика занятий — игра и общение.
  • Вся инициатива должна исходить от взрослых: «Почему очень светло в спальне? Верно! Солнышко светит в окошко!», «Кто это на улице так красиво щебечет? Угадал — птички». Как только малыш начнет делать собственные замечания, высказывать свое мнение, можно знать, что мы на правильном пути. Сын или дочь приняли правила игры и с интересом включились в процесс.

Для 3-4-летних детей, знакомых с геометрическими фигурами и основными цветами, можно играть в игры-угадайки. Можно загадывать как свойства предметов, так и признаки. К примеру, огурец может быть длинным и зеленым, яблоко круглым и красным, кислым или сладким.

Более сложны, но и в то же время очень эффективны, задания на сортировку предметов по единому признаку. Цвет, размер, форма, главное, чтобы малыш был уже знаком с предлагаемой системой оценивания.

Одновременно можно давать навык сравнения вещей и явлений. Причем, начинать нужно с различий и только потом искать общее. Детям проще найти сначала отличия и уже потом общие признаки.

Прекрасный вариант для четырехлеток — игры с мозаикой, конструкторами. В этом случае мы развиваем комплекс способностей: логику (способность обобщать), пространственное воображение, механическую память.

Для старших дошкольников задания значительно усложняются:

  • Эффективно разгадывание загадок;
  • Чтение сказок с пересказом и последующим обсуждением;
  • Анализ пословиц и поговорок.

На занятиях следует делать акцент на отдельных словах и понятиях, учить подбирать синонимы и антонимы. Предварительно нужно убедиться, что малыш знает значения терминологии. Именно в этом возрасте рекомендуется начинать обучение чтению, сложному счету с наглядными примерами.

Математические упражнения нужно направлять на проведение арифметических действий «сложение-вычитание», обучение сравнению «больше-меньше», классификации по возрастанию или убыванию.

Усовершенствование речевых функций также благотворно влияет на развитие логического мышления. На пороге школы дети в состоянии постичь причинно-следственные связи происходящих явлений и событий жизни. Поэтому чтение всегда должно завершаться обсуждением произведения. Только не нужно навязывать свое мнение ребенку. Пусть дети учатся делать свои собственные выводы и обосновывать утверждения.

Развитие мышления — всему есть время

Чем раньше приступить к развитию умственных способностей, тем больше шансов вырастить успешного человека, умеющего эффективно мыслить и работать головой. Но учитывайте, что всему всегда свое время.

Да, логическое мышление можно развивать и «с пеленок», и уже будучи умудренным жизненным опытом. Но для каждого возрастного уровня и для каждой мыслительной функции есть определенные упражнения и необходимая степень общего развития.

Не стоит пытаться вытянуть из двухлетки сложные умозаключения или обучать чтению. Непосильные упражнения попросту отобьют у малыша всякую охоту к занятиям. Выбирайте только те варианты занятий, которые по силам детям и действительно нравятся. Только так можно вырастить из малыша гармоничную личность, умеющую мыслить логично.

Вернуться к списку